ПРАВЬ - одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Мир. Это понятие подобно "саттве" индийской философии (Гармония, абсолютная Реальность, справедливость Законов Вселенной). Правь - это "Музыка Вселенной", играемая Навью и Явью в своем извечном "противоборствующем единстве". Хаотическое, динамическое, условно "злое", действующее, приоритетно активное начало - Навь & наличествующее (уже имеющееся, уже являющееся), условно доброе, "добро-порядок(ч)-ное", приоритетно статическое, пассивное начало - ЯВЬ смыкаются, образуя Правь. Также верным будет утвержадать, что Правь, бесконечно разделяясь фрактально, образует Явь и Навь. Данная триада представлена в классической философии схемой "Тезис+Антитезис=Синтез".
ЯВЬ - "Светлая Сила", управляющая Миром, одновременно - сам этот светлый Мир, "белый свет", видимая реальность. Также - философское понятие, приоритетно олицетворяющее Силы, Сохраняющие Мир в (таковой его "светлой") Неизменности. Иными словами, Явь - это ТО ЧТО УЖЕ ЕСТЬ, то что ЯВно, то что ЯВляется (чем-либо).
Также характерно, что слово "ЯВляется" - статичное, а уже в слове "проЯВляется", означающем динамический процесс, присутствует приставка "про", за которой и скрываются Силы Изменения (Навь).
Явь и Навь противодействуют и переплетаются, часто меняясь местами. В языческой философии (как и в природе) нет однозначной и четкой разбивки этих двух основных Сил по вышеописанным специализациям. Эти Силы не имеют однозначно четких граней - как одна, так и другая Сила, могут: 1) в определенной степени; 2) в том или ином месте; 3) в той или иной ситуации; 4) с той или иной точки зрения, точки отсчета - (по отдельности или совокупно) символизировать силы своей противоположности, лишь условно и приоритетно представляясь Неизменностью (Явь) и Изменением (Навь). Эти "противоборствующие в своем единстве" пары смыкаются в "музыке вселенной", которой является Правь.
НАВЬ - "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Так же - философское понятие, олицетворяющее приоритетно Силы Изменения, совокупность сил, измененяющих мир. Противостоит понятию Явь, приоритетно символизирующей Силы Неизменности (то что ЯВно, то что уже есть).
Навь - не энтропия в чистом виде, не чистое разрушение, не "абсолютный хаос" и не некое "абсолютное зло".
Так называемые "добро" и "зло" - категории ноогенные: т.е., пораждаемые разумом и вне разума не существующие. В природе нет "добра" и "зла". Природа имморальна (ВНЕморальна). Тем более, что приоритетно связанное с понятием Навь т.н. "зло" как сила, изменяющая мир, только на short-е видится таковым. На long-е оно легко трансформируется в "добро". Чтобы оценить пользу каких-либо "злых" действий, должно пройти время (меняющее все и меняющееся само)... Все идет по космогонической схеме:
Статус -> Противник, "зло" для Статуса -> Хаос -> Интеграция ресурсов -> Новый Статус -> итд...
В определенной степени приоритетно соотносящееся с понятием Нави так называемое "зло" - это не "разрушение" (что видно на short-отрезке каждым недальновидным), это именно ИЗМЕНЕНИЕ (что видно только на long-отрезке теми, кто умеет смотреть несколько далее). Изменение включает в себя в том числе и разрушение старого Статуса и создание нового Статуса. "Закон преемственности и отрицания" действует сквозь все позиции схемы.
Во вселенной нет этой, распространенной среди профанов, вульгарной пары "Созидание -vs- Разрушение", которую придумали подлеповатые белосветники, не видящие во тьме, а видящие только то что на свету (короткий отрезок схемы). Характерно и доступно элементарной проверке, что находящиеся во тьме могут видеть и то что на свету, и то что во тьме (и короткий, и длинный отрезки схемы).
Во вселенной есть пара "Неизменность -vs- Изменение" или, иными словами, "Статика -vs- Динамика". Любое созидание что-то разрушает, хотя бы просто представления о неизменности старого. Не может что-то появиться на пустом месте, а лишь взамен ранее существовавшего (на этом "месте"). Таким образом, Статичность и Динамика (Явь и Навь) противостоят друг другу, однако, при этом очевидна принципиальная невозможность "победы" одной Силы над другой - как Абсолютный Порядок, так и Абсолютный Хаос приведут к исчезновению Вселенной в целом.
В языческой философии (как и в природе) у этих двух взаимопереплетающихся Сил, единых в своем противоборстве, Яви и Нави, нет неких определенно четких характеристик. C'est la vie, жизнь полна противоречий, жизнь нельзя описать даже миллиардом взаимозависимых математических уравнений, жизнь всегда будет вносить свои актуальные коррективы в эту гипотетическую математическую неизменность. Поэтому языческая философия говорит лишь об "условной приоритетности" при символизации за Явью и Навью, соответственно, Неизменности и Изменения.
Характерно, что каждой позиции вышеприведенной схемы можно (в зависимости от конкретного оценщика, ситуации, места, точки отсчета) сопоставить как Явь, так и Навь. Это иллюстрирует тайное единство противоположностей в своей взаимной борьбе, и ни одна из них в принципе не может существовать без другой (пока существует эта Вселенная с ее Законами).
Неизменность и Изменение, постоянно взаимопереплетаясь и постоянно меняясь местами, вместе создают "музыку вселенной" - Правь. Как напряжение струны, натягиваемой и отпускаемой, создает гармонию колебаний, называемую музыкой, так чередование и вражда противоположностей творит сущность, смысл и гармонию жизни. Гармония не есть стационарное состояние; гармония - это умело нарушенный (измененный) порядок вещей. В борьбе организма с организмом, человека с человеком, мужчины с женщиной, поколения с поколением, класса с классом, народа с народом, идеи с идеей, веры с верой - сражающиеся и взаимопереплетающиеся противоположности есть две неразделимые основы, создающие лоскутки на ткацком станке жизни; преследующие антагонистические цели и, именно поэтому, созидающие это невидимое единство и тайное согласие целого.
"Разногласящая гармония - наилучшая". Наиболее изящно это отражает известная монада "Ин-Янь" [ - весьма характерно, что на языческом Востоке (откуда родом эта монада), белый цвет считают траурным, тогда как черный цвет связывается с проявлениями жизни и деятельной силой.
Добавлено (04.01.2010, 20:42)
---------------------------------------------
Сослаться, к сожалению не знаю на кого. ( Статья лежала на одном уже закрытом форуме.